Эрнест Абдыжапаров, режиссер, композитор, продюсер:
Уважаемые Марат и Эмиль! Я рад, что хоть кто-то, наконец-то, выплюнул давно пережеванную кулуарную жвачку в общество. Спасибо вам! Концептуально я солидарен с каждым пунктом вашей статьи. И мог бы не писать эти строки, если бы не тотальный эмоциональный негатив по отношению ко всему, что делается сегодня в кыргызском кино. Я бы промолчал, даже если бы вы в пух и прах раскритиковали лишь мои фильмы, на что вы имеете полное право как мои коллеги. Но поскольку ваша статья претендует не просто на частное мнение, а на полном серьезе "глаголет истину" с высот олимпа "большого кино", позвольте высказать и свою точку зрения на затронутые темы. Начну с того, что в кинематограф Кыргызстана поступают финансы из самых различных источников и различных стран, но снимают эти фильмы наши граждане. Один из таких источников – бюджетный. Он идет на официальный государственный кинематограф. Из вашей же статьи следует, что все производимое в КР снимается на бюджетные средства. В настоящий момент кинематограф Кыргызстана переживает системный кризис… Продолжает действовать безвозвратно устаревшая советская модель, от которой давно отказались на постсоветском пространстве… А ведь на производство фильма тратятся бюджетные средства, то есть деньги налогоплательщиков - нас с вами. Даю справку. С 1991 года, на остатки средств Госкино СССР на экраны вышли: 1. "Плакальщица" Артыкпая Суюндукова, 1992 год. 2. "Аномалия" Геннадия Базарова, 1992 год. По заказу Гостелерадио СССР на телевизионный экран вышел: 1. "Будь, что будет" Джали Соданбека, 1992 год. На средства Госбюджета независимого Кыргызстана сняты: 1. "Облако" Эркина Салиева, 2005 год. 2. "Чтения Петрарки" Нурлана Абдыкадырова, 2007 год. 3. "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова, 2008 год. С участием киностудии "Кыргызфильм" и других частных компаний сняты: 1. "Бешкемпир" Актана Арым Кубата, 1997 год. 2. "Плач матери о манкурте" Бакыта Карагулова, 2005 год. 3. "Айыл окмоту" Эрнеста Абдыжапарова, 2005 год. 4. "Райские птицы" Талгата Асыранкулова, 2007 год. 5. "Влюбленный вор" Эрнеста Абдыжапарова, 2009 год. Без участия киностудии "Кыргызфильм" сняты: 1. "Поезд дураков" Мара Байджиева, 1992 год. 2. "Аян" Мурата Мамбетова, 1992 год. 3. "Квартирант" Бекжана Айткулуева, 1992 год. 4. "Печать сатаны" Замира Эралиева, 1992 год. 5. "Инспе" Марата Сарулу, 1992 год. 6. "Где твой дом, улитка?" Актана Арым Кубата, 1992 год. 7. "Буранный полустанок" Бакыта Карагулова, 1992 год. 8. "Млечный путь" Бакыта Карагулова, 1998 год. 9. "Брат мой, Шелковый путь" Марата Сарулу, 2001 год. 10. "Кара кыз" Геннадия Базарова, 2003 год. 11. "Бурная река, безмятежное море" Марата Сарулу, 2005 год. 12. "Сундук предков" Нурбека Эгена, 2005 год. 13. "Метаморфоза" Геннадия Базарова, 2006 год. 14. "Боз салкын" Эрнеста Абдыжапарова, 2007 год. 15. "Первый кадр" Садыка Шер-нияза, 2007 год. 16. "Исход" Геннадия Базарова, 2007 год. 17. "Песнь южных морей" Марата Сарулу, 2008 год. 18. "Адеп Ахлак" Марата Алыкулова, 2008 год. 19. "У любви свои небеса" Актана Арым Кубата и Эркина Рыспаева, 2009 год. 20. "Мамин рай" Актана Арым Кубата, 2009 год. В подготовительной стадии находятся новые проекты: "Арманым, Лира" Темира Бирназарова, "Свет" Актана Арым Кубата, "Ак жол" Марата Сарулу, "Арча-Бешик" Талгата Асыранкулова. Все они запускаются на частных студиях. Начиная с 2005 года, мы становимся свидетелями нового явления, как вы назвали их, "самодеятельных фильмов". Тем не менее эти картины снимают, что свидетельствует о местных рыночных отношениях. И кто вам сказал, что киноиндустрия других стран отличается высокими художественными достоинствами? Это наш, родной, кыргызский рынок! А любой рынок в самом начале, как правило, бывает "диким". Чтобы не перепутать фамилии режиссеров, разрешите назвать лишь фильмы: "Тунгуюк", "Министрдин кызынын махабаты", "Кайып булак", "Башаламан" и другие. И, конечно же, кыргызское кино не ограничивается полнометражными фильмами. Только по моим подсчетам, в период с 1992 года по 1999 год снято 70 короткометражных фильмов, а за последние 10 лет их количество давно перевалило за 100. Эта статистика количества. Она отражает диалектику развития кыргызского кино, но поскольку она никак не пересекается с вашими эмоциональными констатациями, Марат и Эмиль, давайте приведем статистику качества. Непрофессионалы запускают все более нехудожественные проекты, уровня вкусов Ошского базара. В итоге на наших глазах меркнет былая слава и репутация кыргызского кино. Дилетантство становится нормой. Продукцию киностудии "Кыргызфильм" уже не отличить от самодеятельных фильмов, заполонивших кинотеатры Бишкека. ...Мы продолжаем падать вниз. Видимо, как у совершенства, так и у деградации предела нет. Раз уж на то пошло, давайте определимся с критериями. Неужто каждая снятая кыргызская картина должна стать шедевром и быть достойной призов на кинофестивалях класса А? (Как было бы замечательно!) Неужто в Кыргызстане не должно развиваться жанровое, коммерческое, массовое, "самодельное" кино? Неужто молодой гражданин КР, пытающийся сделать фильм, обязан снять его как Андрей Тарковский? Если вы исходите из этих критериев, то ДА! Дела обстоят, хуже некуда! Ведь ни один из вышеперечисленных фильмов не подпадает под ваши стандарты. Кому не хочется перепрыгнуть установленную вами очень высокую планку? К сожалению, талант и умение режиссера - это всего лишь компоненты огромного механизма кинопроизводства. Поэтому даже тот, кто снял очень плохую картину в наше время, совершил подвиг! Это уже мое личное мнение. Прежде чем давать оценку нынешнему состоянию кыргызского кинематографа, необходимо определиться с пространственно-временными критериями всего мирового кинопроцесса. Нечестно сравнивать достижения итальянского "неореализма", французской "новой волны" и советской "оттепели" 1960-х с достижениями отечественного кинематографа 2000-х. Ибо "системный кризис кинематографа" наблюдается не только в Кыргызстане, но во всем мировом кинопространстве. Назовите мне хоть одного итальянского, французского или русского режиссера сегодняшнего дня, имена которых можно было бы поставить рядом с Феллини, Антониони, Трюффо, Брессона, Тарковского… К сожалению… В таком случае и сегодняшнее кино Кыргызстана не заслуживает к себе такого пренебрежительного отношения со стороны пусть даже таких очень образованных и продвинутых молодых людей, как Джумабаев и Алыкулов. Наивысшим призом, которым было отмечено кыргызское кино, стал "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля за фильм "Потомок Белого Барса" Толомуша Океева. А в официальные программы Канна и Венеции до сего дня не попадал ни один из кыргызских фильмов. Еще одна справка: "Потомок Белого Барса" Т.Океева. Официальная программа Берлинского кинофестиваля, приз "Серебряный медведь" Т.Окееву за вклад в мировой кинематограф, 1985 год. "Буранный полустанок" Бакыта Карагулова. Официальная программа Берлинского кинофестиваля "Панорама", приз "Золотая камера" Ч.Айтматову за вклад в мировой кинематограф, 1995 год. "Бешкемпир" Актана Арым Кубата. Конкурсная программа кинофестиваля в Локарно, приз "Серебряный леопард", 1998 год. "Маймыл" Актана Арым Кубата. Официальная программа Каннского кинофестиваля "Особый взгляд", 2001 год. "Айыл Окмоту" ("Саратан") Эрнеста Абдыжапарова. Официальная программа Берлинского кинофестиваля "Панорама" и конкурсная программа кинофестиваля в Карловых Варах, 2005 год. "Боз Салкын" Эрнеста Абдыжапарова, секция "Южное кино" в рамках Каннского кинофестиваля, 2007 год. "Боз Салкын" Эрнеста Абдыжапарова и "Адеп Ахлак" Марата Алыкулова. Официальная программа Роттердамского кинофестиваля от Фонда имени Хуберта Баалса, 2008 год. (Вся информация указана по памяти, поэтому простите, если кого не упомянул) Я перечислил кинофестивали лишь класса А, куда попадали кыргызские фильмы, и не стал перечислять другие международные форумы и количество призов, завоеванных фильмами за период независимости республики на фестивалях, как вы выразились, класса "Урюпинск", чтобы не утомлять читателей. Хотя стоило бы. Ведь их количество давно приблизилось к полутора сотне, и получены они были, пусть и не на высших, но на очень престижных кинофорумах мира. Кыргызский кинематограф нуждается не только в деньгах и обновлении материально-технической базы. Прежде всего ему требуется сознательная интеллектуальная инициатива… Последней инициативой такого рода была программа "Пилот ", предложенная группой независимых кинематографистов Департаменту по делам кинематографии. Программа "благополучно" положена под сукно. Ваша боль за будущее кыргызского кинематографа заслуживает всеобщей солидарности. Но меня коробит исключительная недосягаемость вашего позиционирования. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Оглядываюсь вокруг - "расстреляны" все. Остался лишь небольшой "потенциал сопротивления деградации" в двух лицах. Дорогой Эмиль! Дорогой Марат! Вы прекрасно знаете, с каким уважением я отношусь к вашему творчеству. Я верю, что именно вы станете в первых рядах нового, яркого и высокого кинематографа Кыргызстана будущего. Вы уже определили вершину горы, куда всем нам необходимо взбираться. И я бы подписался под каждой вашей строчкой, если бы вы не противопоставили себя всему сегодняшнему кыргызскому кинематографу. Я знаю одну маленькую истину. Если кыргызское кино находится в плачевном состоянии, то в этом нет вины государства, Минкультуры, Департамента по кинематографии, Союза кинематографистов, киностудии "Кыргызфильм", народа Кыргызстана, тружеников Ошского рынка. Персональную ответственность несет каждый, кто вступил на этот тернистый путь. И вас это касается не в последнюю очередь! Не программы и инициативы поднимут планку кыргызского кинематографа, а снятое хоть кем-то из нас одно НАСТОЯЩЕЕ КИНО!!! Снимите фильм, достойный Канн, Венеции, Берлина, и весь Кыргызстан снимет перед вами шляпу! И да сопутствует вам удача во всем! С искренним уважением, кинорежиссер Эрнест Абдыжапаров. Источник: www.24.kg |